Шаманизм – древнейшая культура, давшая начало почти всем религиозным и духовным учениям современности. В последнее время шаманизм стал пользоваться популярностью среди современных искателей знания. Этот цикл статей посвящен сибирскому шаманизму.
Наши далекие предки считали человека частью Вселенной, Космоса. Познание мира – это понимание тесной взаимосвязи человека и природы.
Традиции и практики передавались шаманами из поколения в поколение. Это дало возможность шаманизму Сибири (Байкал, Забайкалье, Алтай) остаться самобытным магическим комплексом, пересекающимся с другими культурами лишь отчасти.
Окружающий мир.
В шаманской культуре мир подразделяется на обыденный – наша повседневная жизнь, и сакральный – мир тонких материй. В свою очередь сакральный мир подразделяется на три мира: верхний – обиталище божеств, духов помощников; нижний – злых духов и мертвых, и средний – мир живых людей. Во всех трех мирах обитают духи с которыми шаман может взаимодействовать. Ульген – верховное божество, владыка верхнего мира, аналог Бога-творца. Эрлик – владыка нижнего мира. На первый взгляд это может напомнить христианскую концепцию об аде и рае, но есть отличия. С точки зрения шаманизма, после смерти человек продолжает свое существование, но в другой форме (аналогично верованиям древних египтян).
Шаман.
Кто же такой шаман? В переводе с тунгусского слово «шаман» означает «Путешественник между мирами». Глагол «са» означает «знать». Шаман – посредник между людьми и духами. В своем племени это самый важный человек. Он лечит болезни, дает бытовые советы, спасает от неурожая. В отличии от африканских, сибирские кудесники были больше настроены на позитивную светлую магию.
«Черный» шаман отличается от «белого» по определению. «Черный» прибегает к камланиям ( от «кам» - шаман у алтайцев). Камлание – ритуальное действо, во время которого шаман путешествует по другим измерениям в состоянии экстаза. «Белый» шаман не камлает.
Шаманом человек становится по велению духов. По поверью духи (абассы) похищают душу еще в детстве и обучают ее. В дальнейшей практике шаман может вступать в контакт со своими духами-учителями. Определить избранника духов можно по так называемой «шаманской болезни» - состоянию, близкому к трансу.
Цели шаманизма.
Одна из основных задач сибирского шамана – целительство. При этом не используются ни травы ни зелья. Исцеление состоит только в заклинании духов.
Другая задача – защитная магия. А также и магия вредоносная.
Шаманские методы.
Камлание – сложный комплекс ритуальных действий, вводящий шамана в состояние транса. В таком состоянии шаман как бы проходит между мирами к обиталищу духа и вступает с ним в контакт. Другое название камлания – «шаманское путешествие».
В ритуале камлания участвует бубен. Он создает ритм, позволяющий отключить разум шамана и ввести его в трансовое состояние. Шаман произносить импровизированные заклинания с целью умилостивить духов. Также в ритуале камлания участвуют изображения духов-помощников, колотушка и посох.
Наши далекие предки считали человека частью Вселенной, Космоса. Познание мира – это понимание тесной взаимосвязи человека и природы.
Традиции и практики передавались шаманами из поколения в поколение. Это дало возможность шаманизму Сибири (Байкал, Забайкалье, Алтай) остаться самобытным магическим комплексом, пересекающимся с другими культурами лишь отчасти.
Окружающий мир.
В шаманской культуре мир подразделяется на обыденный – наша повседневная жизнь, и сакральный – мир тонких материй. В свою очередь сакральный мир подразделяется на три мира: верхний – обиталище божеств, духов помощников; нижний – злых духов и мертвых, и средний – мир живых людей. Во всех трех мирах обитают духи с которыми шаман может взаимодействовать. Ульген – верховное божество, владыка верхнего мира, аналог Бога-творца. Эрлик – владыка нижнего мира. На первый взгляд это может напомнить христианскую концепцию об аде и рае, но есть отличия. С точки зрения шаманизма, после смерти человек продолжает свое существование, но в другой форме (аналогично верованиям древних египтян).
Шаман.
Кто же такой шаман? В переводе с тунгусского слово «шаман» означает «Путешественник между мирами». Глагол «са» означает «знать». Шаман – посредник между людьми и духами. В своем племени это самый важный человек. Он лечит болезни, дает бытовые советы, спасает от неурожая. В отличии от африканских, сибирские кудесники были больше настроены на позитивную светлую магию.
«Черный» шаман отличается от «белого» по определению. «Черный» прибегает к камланиям ( от «кам» - шаман у алтайцев). Камлание – ритуальное действо, во время которого шаман путешествует по другим измерениям в состоянии экстаза. «Белый» шаман не камлает.
Шаманом человек становится по велению духов. По поверью духи (абассы) похищают душу еще в детстве и обучают ее. В дальнейшей практике шаман может вступать в контакт со своими духами-учителями. Определить избранника духов можно по так называемой «шаманской болезни» - состоянию, близкому к трансу.
Цели шаманизма.
Одна из основных задач сибирского шамана – целительство. При этом не используются ни травы ни зелья. Исцеление состоит только в заклинании духов.
Другая задача – защитная магия. А также и магия вредоносная.
Шаманские методы.
Камлание – сложный комплекс ритуальных действий, вводящий шамана в состояние транса. В таком состоянии шаман как бы проходит между мирами к обиталищу духа и вступает с ним в контакт. Другое название камлания – «шаманское путешествие».
В ритуале камлания участвует бубен. Он создает ритм, позволяющий отключить разум шамана и ввести его в трансовое состояние. Шаман произносить импровизированные заклинания с целью умилостивить духов. Также в ритуале камлания участвуют изображения духов-помощников, колотушка и посох.